Семь лет в интернет-бизнесе — это целая эпоха. За это время можно успеть сделать очень многое — отрастить живот или с нуля создать компанию и стать лидером отрасли.
В этой статье я хочу вам рассказать об одном интересном кейсе из доменной индустрии, в котором, уверен, вы увидите общие черты со многими процессами в других отраслях.
В 2000 году РосНИИРОС передал функции регистратора доменных имен в домене RU компании Ru-Center, оставив за собой только техническое сопровождение российского национального домена. По сути, в то время Руцентр получил все зарегистрированные домены и единственный регистрировал домены в зоне RU.
Согласитесь, очень хорошие условия для лидерства. И Ru-Center действительно долгое время был неоспоримым лидером по регистрации доменов в Рунете.
Регистратор Reg.ru появился на рынке 6 лет спустя — в 2006 году. Судя по таблице, к началу 2008 года Reg.ru был на 7 месте по количеству доменов RU и занимал всего 3% рынка.
С самого начала Reg.ru взялся за создание удобного клиентоориентированного сервиса. Ведь регистрация доменов — это услуга в чистом виде, и от уровня удобства ее использования в первую очередь и будет зависеть лояльность клиентов. Техподдержка с первого дня работала круглосуточно, разрабатывались новые дополнительные сервисы для пользователей.
Особое внимание было уделено работе с домейнерами, ведь при продаже домена клиент должен принять его в кабинете того же регистратора. Поэтому, продавая домен, домейнер по сути приводит состоятельного клиента к регистратору.
И, конечно же, был сделан упор на создание имиджа стабильной компании. Ведь домен — это часто имя компании, поэтому оно должно находиться у предсказуемого и надежного регистратора.
В результате всех стараний в августе 2013 года Reg.ru уже владел 28,5% рынка доменов в зоне RU и занимал первое место среди регистраторов (источник statdom.ru).
В своем понимании бизнес процессов Руцентр остался в 2000-х, когда он был безоговорочным лидером, к которому клиенты текли естественным потоком. Зона RU очень быстро росла, соответственно, недостатка в клиентах не было. Отсюда и уверенность в том, что этот поток никогда не иссякнет, а лидерство никуда не уйдет. Это действовало убаюкивающе. Система создавала больше бюрократических механизмов и все меньше сервисов для клиента. Например, чтобы что-то изменить в договор-оферте, нужно было почти 4 месяца добиваться от всех отделов подтверждения.
Думаю, спад начался после скандала в 2010 году, когда Руцентр в результате сговора незаконно завладел огромным количеством доменов в зоне РФ и устроил аукцион. Тогда они смогли «заработать» почти 300 млн рублей. Потом, конечно же, они эти деньги выплатили в виде штрафа.
Второй спад был в начале марта 2016 года. Тогда Руцентр посчитал, что растущие расходы на систему надо не оптимизировать, а покрывать за счет клиентов, и многократно повысил тарифы на домены, объявив целую категорию своих клиентов «невыгодными».
Запуск «Клубной программы» с обязательными многотысячными платежами спровоцировал самый значительный отток клиентов. Так, с марта по ноябрь Руцентр потерял в зоне RU 139 тыс. доменов, в то время как Reg.ru, наоборот, увеличил количество регистраций в этой зоне на 233 тыс. доменов (источник statdom.ru). Т. е. разрыв между этими регистраторами увеличился еще на 372 тысячи доменов, и лидерство Reg.ru стало еще убедительнее.
Кроме того, в результате ухода «невыгодных» домейнеров прекратил существование крупнейший и старейший аукцион Руцентра по продаже доменных имен. В то же время Reg.ru летом этого года, напротив, стал абсолютным лидером хостинг-услуг в национальной зоне RU. «Причем здесь домены?» — спросите вы. Ведь на самом деле регистрация доменов — это всего лишь одна из услуг, купив которую клиент захочет заказать SSL-сертификат, хостинг, конструктор сайтов, редирект, покупку или продажу домена, да и много чего еще.
На сегодняшний день у Reg.ru уже 35% рынка RU доменов.
Вот такие две разные истории успеха и ошибок, из которых, я надеюсь, вы сделаете верные выводы. Ну а я просто поздравлю любимый Reg.ru с десятилетием, которое компания празднует в этом году, и пожелаю еще большего развития.